Обмениваемся опытом (для педагогов)

"Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь"
Китайская  мудрость

Именно потому, что жизненный опыт формируется планомерно,  я решила сделать ставку на начальную школу, как плацдарм  для дальнейших действий в профильной школе.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Особенностью современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Большое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а потом к юношескому.
Из-за недостаточно плавного изменения методов и содержания обучения на разных ступенях средней общеобразовательной школы переход  к новой ступени обучения чаще всего приводит к падению успеваемости учеников  и росту психологических трудностей у ребят. Обучение на предшествующей ступени чаще всего не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность на новом, более сложном уровне.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдения, опыты, активный диалог и др.

20 комментариев:

  1. Здравствуйте! В нашей школе учителя начальных классов выбирают разные программы (традиция, гармония, школа 21 века и т.д.) И мне как математику дети попадаются разные. Однако хочу отметить, что классы, которые шли по Занковской системе более активны, у них развита потребность к участию в различных конкурсах, играх, турнирах, каруселях и т.д. Они с удовольствием откликаются на предложения участвовать самостоятельно в дистанционных олимпиадах. Конечно все зависит от детей, но это мое субъективное наблюдение. С ув.Денисова И.П.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна Петровна, здравствуйте! Я последнее время поглядываю в сторону начальной школы. Вела кружок в первом, втором классах. Провожу комплексные уроки, совмещая уроки в начальной и старшей школе. Учащиеся основной и старшей школы на уроке выступают в роли консультантов.
      Программный материал в некоторых случаях очень удачно пересекается. Провожу уроки "Окружающего мира" и "Технологии" в начальной школе (совместно с учителями начальной школы) и физики. Таких уроков много проводить нереально. Но определенный смысл есть.
      Это ссылка на план-конспект такого урока http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/2/otkrytyy_urok_5.doc

      Удалить
    2. Я с этим тоже согласна, у самой сын учился по этой системе, такой в нем сейчас потенциал, а самое главное - желание и дальше развиваться, познавать, участвовать.

      Удалить
    3. Наталья Юрьевна! Я с Вами абсолютно согласна. Вот и хочется, чтобы желание познавать и участвовать не пропадало.
      Теперь уже многие родители стали обращать внимание на то, что при переходе из начальной школы в основную тоже нужна помощь ученикам со стороны родителей. Вот , если бы получалось работать эффективно совместно, было бы проще.

      Удалить
  2. Согласна с Инной. Ребятишки, начинающие обучение по развивающим системам (Занкову, Эльконину-Давыдову), действительно очень активны. Более того, они раскрепощеннее: не бояться ошибиться, исправить свой результат и т.п. Конечно, стараешься идти от ученика, но иногда рамки УМК не позволяют это сделать.

    ОтветитьУдалить
  3. Плохо то, что чаще всего это и обрывалось на начальной школе. Но последнее время, мне кажется, стали эту проблему озвучивать. Будем стараться набираться опыта!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Светлана. Материал вашего блога может быть необходим не только для учителей, но для детей и родителей. Обязательно как психолог буду использовать его в работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Викторовна! Спасибо. Буду стараться приглашать к общению. Светлана

      Удалить
  5. В нашей школе программы предметных кружков по физике, информатике, химии предполагают естественное и непринужденное включение первоклассников в процесс самостоятельного усвоения новых знаний и умений в рамках «специфически детских видов деятельности». Основная наша задача, учителей-предметников, включившихся в работу с малышами, – организация такого общения в процессе обучения, которое будет способствовать:
    1. умению ребят сотрудничать и работать в одновозрастных и разновозрастных группах;
    2. занимать активную позицию при решении практических задач;
    3. быть мобильными и инициативными при решении проблемных вопросов в меняющихся жизненных ситуациях, смоделированных в процессе обучения
    Программы кружков предполагают активное сотрудничество учителей-предметников и учащихся начальной и средней школы в ходе овладения знаниями, настраивают первоклассников к активному участию в выборе содержания и методов обучения.
    Каждый из учителей стремиться добиться того, чтобы занятия необязательного посещения (кружок по предмету) способствовали положительному отношению учащихся начальных классов к школе и мотивировали бы на занятия специфически школьного содержания.

    ОтветитьУдалить
  6. Программа кружка в 1 классе по физике по ссылке http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/rabochaya-programma-kruzhka-%C2%ABputeshestvie-v-skazku%C2%BB-1-klass-fizika

    ОтветитьУдалить
  7. Светлана, у Вас очень интересный материал . Дети в начальной школе любознательные и я думаю, что такие занятия помогут им в освоении одного из сложных предметов, такого как физика, в основной школе.

    ОтветитьУдалить
  8. Наталья Вадимовна! Здравствуйте! Нам, физикам, приходится задумываться об этом. Много сложностей в преподавании предмета и отношении к предмету. Спасибо за внимание!

    ОтветитьУдалить
  9. Здорово ,что есть физика для малышей ,обзательно расскажу сыну про ваш блог,думаю ему будет интересно.

    ОтветитьУдалить
  10. Буду очень рада, если дети будут интересоваться! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  11. Здравствуйте, Светлана Павловна! У Вас замечательный и очень интересный блог! В нашей школе работает хороший учитель физики и я ей обязательно посоветую Ваш блог. Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
  12. Наталья Ивановна! Спасибо за отзыв. Буду очень рада общаться! Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте, Светлана Павловна! Блог получился очень содержательным и интересным!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Георгиевна! Спасибо за добрые слова, за внимание! С уважением Светлана

      Удалить
  14. Светлана Павловна! Я просмотрела ваш блог, очень интересный и развивающий, много полезной информации.Он полезен всем и ученикам и родителям и нам учителям. Большое Вам спасибо!

    ОтветитьУдалить
  15. Наталия Викторовна! Если бы не было нашего проекта, то, наверное, долго не решилась бы попробовать создать блог. Очень рада общаться с такими грамотными педагогами. Спасибо за внимание!

    ОтветитьУдалить